Украинские права действительны в Швеции 1 год.
Пришлось сдавать по новой (поскольку я украинскими правами воспользовалась всего пару раз, то и учиться пришлось по-новой)
Итак, начнем с грустного-со статистики сметрей в ДТП за 2015 год
Украина 10 на 1000 населения
Швеция 2-3 на 1000 населения
Впечатляющая разница, неправда ли?
Сейчас поймете почему.
Часть первая: Сдать на права в Киеве
Записалась в автошколу , отучлась 2 месяца по 2 раза в неделю, взяла 10 уроков с инструктором.
Сдала теорию и в тот же день сдала практику.
Вождение я сдавла примерно так:
Проехала 100 метров, поворот налево на пустом перекрестке, припарковалась, приняла поздравления.
Тогда за все про все я заплатила около 2000 грн. Сейчас в среднем это стоит 4000-5000 грн или 150-180 евро.
Легко и просто, правда сесть за руль одной все еще очень страшно…
Часть вторая(длинная)- Сдать на права в Швеции.
Первым делом надо сделать запрос в транспортную службу на разрешение на вождение и проверить зрение, заполнить и отправить декларацию о здоровье.
Разрешение на вождение 15 евро.
Проверка зрения 35 евро
(у меня в правах пометка «очки/линзы»)
Получила разрешение и решила не записываться в школу, а учиться и практиковаться самой. Для того чтобы быть моим инструктором Баселю и мне пришлось пройти еще один вводный курс 70 евро на двоих.
Окончив этот курс любой человек старше 24 с 5 летним стажем вождения может обучать вождению до 6 разных человек на протяжении 5 лет.
Каждый ученик тоже обязан пройти этот курс.
Курс состоит из общей информацци для инструктора и ученика, статистики дтп, рисках,экологии и пр.
Итак, все разрешения получили, читаем книжечку по теории (я решила не упрощать себе жизнь и учить-сдавать теорию по-шведски, хотя можно и по-русски, и по-арабски,да хоть на хинди) и начинаем потихоньку водить.
Правила выучили, попрактиковались в вождении, можно сдавать экзамен.
Ой нет, минуточку… Сначала надо пройти еще два курса.
Риск1 и Риск2
Риск 1 Стоимость курса 60 евро:
Алкоголь, наркотики, усталость, скорость.. Риски и последствия, страшные видео и иллюстрации. А вы знали что шанс выжить, если вас сбили на скорости 30 км/час около 80% уменьшается до 20 % на скорости 50 м/час?
Риск2 Практический курс.
Стоимость 190 Евро
Вначале небольшая лекция обо всём, что может повлиять на ситуацию на дороге. Рассказ о том сколько весит, например, мобильный когда летит вам в голову при столкновении 60 км/час, или сумка, или любая незафиксированная фигня, включая вас самих. Показывают видео в какой части машины останавливается столб при столкновении на разных скоростях. (при столкновении 90 км/час и выше, столб останавливается где-то на месте мотора, который, в свою очередь, уже между водительским и пассажирским сиденьями)
Короче становится не только трашно водить, но и жить в целом…
А еще можно посидеть в симуляторы на котором тебя резают на скорости примерно 10 км/час
Основная часть практический курса состоит из торможения в пол на скорости 30, 40, 50, 70 км/час на сухой трассе с ABS и- без.
Потом тоже самое, только на скользкой трассе.
То есть садишься в машинку-автомат, пристегиваешься, инструктор сидит рядом.
Выезжаешь на спец. площадку, разгоняешься до определенной скорости и по сигналу инструктора резко тормозишь. Полоса размечена, наглядно виден тормозной путь.
Цель курса- показать на практике как ведет себя машина при резком торможении в разных погодных условиях и на разных скоростях.
Торможение на скользкой трассе выше 50 км/час-ничего приятного, скажу я Вам.. А без ABS вообще кошмар.
Нас так несло, думала сейчас будем кувыркаться…
После окончания курса, выдается сертификат.
Теперь можно бронировать экзамены:
Теория стоит 33 евро
Вождение — 120 евро (аренда машины входит в стоимость).
Сдавать можно в произвольном порядке но если промежуток между экзаменами больше чем 2 месяца,первый экзамен придется сдавать заново.
Теория в первую очередь отличается огромным разделом и, соответственно, множеством вопросов на экзамене по экологии.
Я сдала с первого раза не напрягаясь.
Перед экзаменом по вождению,если вы не катались с проф.инструктором-очень рекомендуется взять хотя бы пару уроков. Шансы сдать увеличатся раз в 5.
Я взяла 4 урока и один непосредствено перед экзаменом. 50 мин/60 евро. В сумме потрачено 300 евро.
Экзамен по вождению длится около получаса. Начинается с контроля безопасности автомобиля: лампы, приборы, жидкости и пр. (инспектор выбирает что-то одно)
Тестируют во всех возможных ситуациях. Круговое движение, регулируемые, нерегулируемые перекрестки, вождение в частном секторе, добраться до цели по указателям, езда по highway параллельная парковка, поворот задом за угол, эковождение (водить на максимально высоких передачах, избегать торможения — тормозить двигателем и планировать вождение заранее чтобы не останавливаться) и и.д и т.д и т.д.
Так же, у инспектора есть специальное зеркало в котором видно как часто вы смотрите по зеркалам. Для примера в зеркало заднего вида надо смотреть с интервалом в 7 секунд…
Первый экзамен я завалила: было много снега и разметки не видно+сугробы с двух сторон проезжей части. Проехала посреди двух полос перед поворотом налево+ как-то криво сдала задом за угол из-за огромных сугробов нихрена невидно было. В машине со мной было 2 инспектора один ученик и его супервайзер, так что отделаться замечаниям не получилось, хотя было возможно..
Попытка #2 увенчалась успехом.
Поскольку вожу уверенно, просто забронировала экзамен на ближайшее время(пришлось,правда, встать в 5 утра и час добираться до другого города).
И вот я счастливая обладательница водительских прав европейского образца😊
Итого чтобы сдать самому с минимальной помощью професионалов в Швеции надо выложить минимум 800-900 евро.
Если сдавать через автошколу 3000-5000 евро
Получение прав здесь большой повод для гордости и радости. В среднем люди пересдают вождение по 2-5 раз. Редко кто сдает с первого раза.
К подготовке водителя здесь относятся очень серъезно.
А еще у новоиспеченного водителя испытательный срок — 2 года. Если лишились прав (например, за превышение скорости на 20 км/час) всю эпопею с курсами и экзаменами придётся повторить заново. На курсе Риск2 встретила одного товарища, который проходил всю это процедуру уже в 3й раз.
Здесь шутят, что первые два года лучше за руль не садиться.
Кстати, пешеходы в Швеции тоже грамотные. 90 % ходит с отражателями. Они здесь очень популярны и продаются буквально везде. В виде ремней на руку, или брелока на куртку или сумку,или верхняя дежда уже продается с отражателями. Да и правила соблюдают.
Украине еще расти и расти, к сожалению.
Автор: Наталия Твердовская
Від Сірка: Текст публікується із збереженням авторства та авторського стилю